ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

Иидзаса Тёисай Иэнао (1387–1488), основатель Тэнсин Сёдэн Катори Синто-Рю, был сыном госи из деревни Иидзаса уезда Катори провинции Симоса (ныне — город Тако-мати, префектура Тиба), позже он переехал в деревню Ямадзаки, где и начал изучать кендзюцу и содзюцу. Иидзаса выделялся своими способностями и прилежнием в занятиях будзюцу и вскоре добился значительных успехов. Его учителем был Кабуто Осакабы Сёхо, госи из деревни Оно уезда Касима, изучавший будзюцу Касима у Мацуоки Хёгоносукэ. В Киото, во время службы у сёгуна Асикагэ Ёсимасе, Иэнао изучал будзюцу в школе Нэн-рю и школе ёрои кумиути (борьбы в доспехах) Мусо Тёкудэн-рю.

Благодаря своему боевому мастерству Иэнао добился признания со стороны своих сюзеренов, членов семьи Тиба.

В молодости Иэнао много раз сражался в поединках на поле боя и ни разу не потерпел поражения. Его воинская слава быстро распространилась по всей округе. После гибели семьи Тиба, он расстался со своей семьей и последователями, преподнес в дар святилищу Катори 1000 коку риса и выстроил буддийский храм Симпуку дзи в деревне Миямото в Оцуки, на горе Синтокусан, которому он также пожертвовал 1000 коку риса. После этого он стал отшельником и поселился в Умэкияма неподалежу от храма Катори.

Однажды, в период отшельничества Иэнао, один из его наиболее преданных учеников вымыл своего коня в ручье, протекавшем поблизости от святилища Катори. Через некоторое время этот конь стал испытывать сильные боли и вскоре издох. Иэнао же подивился такой невероятной силе божества Фуцунуси-но микото, которой он приписал смерть коня. Согласно преданию, в результате этого события Иэнао обрел духовную интуицию.

В возрасте шестидесяти лет Иэнао принял решение отслужить непрерывную тысячедневную службу в храме Катори. В это время и после выполнения аскетических обрядов очищения он посвящал себя суровым воинским тренировкам, проходившим в необычайно суровом режиме. Как утверждают легенды, именно в этот период духовной дисциплины Иэнао посетило видение бога Фуцунуси-но микото. Это могущественное божество, переодетое мальчиком, появилось перед мастером, восседающим на ветви старой сливы, около которой тренировался Иэнао. Это видение вручило Иэнао книгу «Хэйхо-синсё» («Божественное писание о хэйхо») и предсказало ему: «Ты будешь великим учителем всех фехтовальщиков поднебесной». После этого Иэнао основал собственную воинскую традицию, которую назвал Катори Синто-Рю. Перед этим официальным названием школы мастер поставил выражение «тэнсин сёдэн» — «правильная передача небесной (божественной) истины» — в знак того, что эта традиция была передана свыше и пользуется божественным покровительством Фуцунуси-но микото.

В технический арсенал школы входит:

  • Иай-дзюцу — искусство выхватывания меча.
  • Кэн-дзюцу — искусство фехтования мечом.
  • Бо-дзюцу — искусство боя шестом.
  • Нагината-дзюцу — искусство боя алебардой.
  • Со-дзюцу — искусство боя копьем.
  • Дзю-дзюцу — искусство боя без оружия.
  • Сюрикен-дзюцу — искусство метания лезвий.
  • Нин-дзюцу — искусство шпионажа.
  • Сен-дзюцу — тактика ведения боя.
  • Текудзё-дзюцу — искусство фортификации.

Обучение по программе этой школе выходит за рамки названных дисциплин и включает в себя астрономию и географию, основанные на китайской философии Инь и Ян. А некоторые из секретных разделов учения о фехтовании мечом (гокуи-кэн) школы включают фудоти-симмё-кэн, цубамэ-гаэси и некоторые другие.